@ARTICLE{26583204_803948042_2022, author = {А. С. Акопов and Л. А. Бекларян}, keywords = {, социально-ориентированный менеджмент городского хозяйства, агентное моделирование, интеллектуальные транспортные системы, умный город, моделирование дорожно-транспортных происшествий, беспилотные транспортные системыFLAME GPU}, title = {Моделирование динамики дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных автомобилей в транспортной системе «умного города»}, journal = {Бизнес-информатика}, year = {2022}, number = {4 Vol.16}, pages = {19-35}, url = {https://bijournal.hse.ru/2022--4 Vol.16/803948042.html}, publisher = {}, abstract = {      В данной статье представлен подход к моделированию динамики дорожно-транспортных пришествий с участием беспилотных автомобилей в многоагентной интеллектуальной транспортной системе «умного города». Разработана новая имитационная модель интеллектуальной транспортной системы, позволяющая существенно уменьшить количество потенциальных дорожно-транспортных происшествий и реализующая концепцию социально-ориентированного менеджмента городского хозяйства. Программная реализация подобной крупно-масштабной агентной модели выполнена с использованием платформы FLAME GPU, позволяющей эффективно распараллелить логику поведения агентов и учесть их индивидуальные системы принятия решений при моделировании пространственной динамики ансамбля наземных беспилотных транспортных средств, взаимодействующих с другими участниками дорожного движения: обычными транспортными средствами, неожиданно возникающими препятствиями (например, пешеходами и др.). Исследованы различные сценарии поведения подобных агентов в интеллектуальной транспортной системе, обуславливающие возникновение дорожно-транспортных происшествий при определенных условиях (например, при высокой скорости и интенсивности движения беспилотных транспортных средств и др.) и различных конфигурациях цифровой дорожной сети.  Определены значения параметров, при которых индивидуальная система принятия решений беспилотных транспортных средств сохраняет устойчивость по отношению к характеристикам внешней среды (в том числе, в условиях экстремальных ситуаций), обеспечивая безопасность другим участникам дорожного движения в масштабе «умного города».}, annote = {      В данной статье представлен подход к моделированию динамики дорожно-транспортных пришествий с участием беспилотных автомобилей в многоагентной интеллектуальной транспортной системе «умного города». Разработана новая имитационная модель интеллектуальной транспортной системы, позволяющая существенно уменьшить количество потенциальных дорожно-транспортных происшествий и реализующая концепцию социально-ориентированного менеджмента городского хозяйства. Программная реализация подобной крупно-масштабной агентной модели выполнена с использованием платформы FLAME GPU, позволяющей эффективно распараллелить логику поведения агентов и учесть их индивидуальные системы принятия решений при моделировании пространственной динамики ансамбля наземных беспилотных транспортных средств, взаимодействующих с другими участниками дорожного движения: обычными транспортными средствами, неожиданно возникающими препятствиями (например, пешеходами и др.). Исследованы различные сценарии поведения подобных агентов в интеллектуальной транспортной системе, обуславливающие возникновение дорожно-транспортных происшествий при определенных условиях (например, при высокой скорости и интенсивности движения беспилотных транспортных средств и др.) и различных конфигурациях цифровой дорожной сети.  Определены значения параметров, при которых индивидуальная система принятия решений беспилотных транспортных средств сохраняет устойчивость по отношению к характеристикам внешней среды (в том числе, в условиях экстремальных ситуаций), обеспечивая безопасность другим участникам дорожного движения в масштабе «умного города».} }